Преображенский вал, 19 и 17. Преображенская община староверов


Преображенская староверческая община, которая относилась к Федосеевскому согласию, начала формироваться за Преображенской заставой (сегодня - территория владений по улице Преображенский Вал, 17 и 19) в 1771 году, когда купец-старообрядец Илья Алексеевич Ковылин, во время страшной чумной эпидемии в Москве, добился создания в этом районе карантинного кладбища с устроенным лазаретом.

Со временем на этом месте возник целый старообрядческий городок с богадельнями, несколькими приютами, культовыми зданиями и кельями, которые называли Богадельным домом, дабы избежать конфликта с тогдашними светской и религиозной властями, не особо расположенных к раскольникам.

Община староверов оказывала любую помощь к обратившимся к ней, но при этом ставила жесткие условия - обязательное перекрещивание, вступление в Федосеевское согласие, а также передача всего личного имущества местной общине.

Вероучение староверов-федосеевцев подразумевало безбрачную жизнь. Исходя из этого канона, мужская и женская местные обители располагались отдельно. Граница между ними пролегала по дороге, ведущей к Преображенскому кладбищу.

Первым культовым зданием общины стала Успенская, или, как ее еще называли, Никольская церковь, которая была предположительно построена в 1784 году в стиле псевдоготики. Тогда же подняли и соборную часовню на территории мужской обители. Автором проекта считают архитектора Василия Ивановича Баженова, хотя, исходя из другой версии, им являлся зодчий Федор Кириллович Соколов.

Немного позднее мужская обитель была обнесена оградой из красного кирпича, на которой установили смотровые башни, а также выстроили в 1801 году надвратную часовню.

На территории женского монастыря старообрядческой общины на Преображенском Валу, 19, где тогда находился Богадельный дом, возвели в 1811 году соборную часовню во имя Воздвижения Креста Господня. И в данном случае автором проекта считают двоих - опять же Василия Ивановича Баженова и Матвея Федоровича Казакова.

По периметру женской обители также находилась ограда, но выстроенная из камня и покрашенная в желтый цвет.

В годы царствования Николая Первого Успенский храм передали православной церкви, после чего, в период с 1854 по 1857 годы, перестроили. В 1866 году Никольская церковь вошла в состав Никольского монастыря и стала именоваться собором. Мужскую часть старообрядческой обители, ко всему прочему, перевели на женскую территорию.

В 1912 на территории Преображенской общины возвели больничное здание в стиле модерн с оригинально исполненными главной лестницей и окошками. Автором являлся архитектор Лев Николаевич Кекушев.

В 1920 году Никольский монастырь упразднили, а старообрядческую Преображенскую общину попросту разогнали. Никольский храм отдали обновленцам, которые чуть погодя все-таки продали половину здания старообрядцам. Таким образом, в помещениях одного здания, разделенных возведенной стеной, служили представители двух конфессий.

После Отечественной войны местные обновленцы вошли в состав РПЦ, а Преображенская община староверов-беспоповцев получила в свое пользование Крестовоздвиженскую церковь. Кроме этого, на местном кладбище работает книжная лавка «федосеевцев».

Богатая история места во владениях по адресу Преображенский Вал, 17 и 19 привлекает сюда последователей различного российского вероисповедания и многочисленных туристов - гостей и жителей Москвы.

.....

Дома и достопримечательности на Преображенском Валу в Москве




Последние добавленные на сайт статьи ...




shellbars 6600 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar