Павильон 64 на ВДНХ-ВВЦ — Павильон «Оптика»

 


Павильон №64 на ВДНХ, предназначенный для экспозиции Ленинграда и всего Северо-востока России, в отличие от части других выставочных строений, появился в результате архитектурного конкурса, а не был напрямую заказан кому-либо из признанных в то время архитекторов.

Первую премию получила работа зодчего Евгения Адольфовича Левинсона, которая более эффектно отображала традиционные формы, присущие градостроительству в Северной столице той эпохи и определенные известным архитектором Иваном Александровичем Фоминым.

Павильон 64 на ВДНХ: общий вид здания

 

Архитектура и история павильона


Здание павильона №64 спроектировали в смешении двух стилей — французского Ар-Нуво и так называемой «пролетарской классической архитектуры», востребованной в 1930-х годах.

Два симметрично устроенных объема соединили в единое целое размещенным меж ними центральным портиком. Динамичность фасаду придали с помощью сквозных открытых галерей по краям строения.

К открытию павильона в 1937-м году перед зданием установили монумент С.М. Кирову. Это была точная, но уменьшенная копия памятника ленинградскому лидеру, стоявшего на Кировской площади города на Неве.

В период с 1949 по 1954 годы павильон 64 на ВДНХ впервые реконструировали. Проектные работы вновь выполнил архитектор Левинсон, но уже в соавторстве с И.А. Вильнером.

Павильон 64 на ВДНХ: центральный объем с колоннадой и парадным входом

В строении появился новый центральный объем вместо портика, где было устроено зальное помещение округлой формы под экспозицию Ленинградской области. Объемы левого и правого крыла здания, частью построенные из дерева, получили новые каменные галереи.

Существенные изменения внесли и в экстерьер павильона 64, который поменял строгие геометрические формы на более классические, присущие зодчеству XIX столетия: значительно повышенный центр с более низкими разлетающимися крыльями-пристройками и открытыми галереями, обращенными на главную аллею ВДНХ.

В то время галереи были декорированы скульптурными изваяниями агронома, женщины со свеклой, механизатора и крестьянки. Не смотря на их уместное включение в фасад здания, что не вносило диссонанс в его облик, нашлись и критики. В частности, оппонентов не устраивал малый размер форм и отсутствие у них монументальности, что, по их мнению, не соответствовало общей архитектурной концепции тогдашней площади Колхозов.

Павильон 64 на ВДНХ: завершение в виде медальона с изображением герба РСФСР

Колоннада, устроенная на втором ярусе перестроенного павильона 64 на ВДНХ выделила 21-метровый центральный объем, верх которого украсили обелисками и медальоном с изображением герба Российской Федерации в обрамлении стягов и пальмовых ветвей.

Фасадные плоскости строения богато декорировали лепными элементами: медальонами с разлетающимися ленточками; связками стрел, по форме напоминающих злаковые снопы; гирляндами из бутонов и цветков роз, а также иными деталями декора, присущими городской архитектуре Северной столицы 1940-х годов.

Парадный подъезд павильона №64 был исполнен как триумфальная арка с тремя пролетами. Поверх портала закрепили картуш, отобразив на нем здание Адмиралтейства.

Павильон 64 на ВДНХ: одна из боковых сквозных галерей строения

Архитектор Левинсон слыл превосходным специалистом по оформлению внутреннего пространства, применив в декоре павильона прежние наработки, использовавшиеся в работах над вокзалом в Пушкине и нескольких станциях метро города Ленинграда. Помимо него в оформительских работах участвовал коллектив Художественного фонда Советского Союза, его Ленинградского филиала, под руководством художника Карпова.

В первом от входа зальном помещении выделяется потолок, устроенный в 2 яруса и декорированный кессонами. На стенах зала размещались монументальные художественные панно, исполненные в стилистике соцреализма. До наших дней сохранились великолепные люстры, украшенные кобальтовым стеклом.

Прекрасно было оформлено и круглое зальное пространство непосредственно под экспозицию Ленинградской области, потолочная плоскость которой украшала роспись в технике гризайль. На поверхности купола разместили живописные полотна с видами Ленинграда, которые будто ниспадали от живописной розетки внушительной люстры из хрусталя. На торцевой стене разместили горельеф с изображением людей — представителей различных социальных классов советского общества, а также детей — на фоне монумента Ленина у Финляндского вокзала города на Неве.

Павильон 64 на ВДНХ: вид со стороны бывшей площади Колхозов

Индивидуальное оформление появилось в реконструированном павильоне 64 и в залах под экспозицию других образований Северо-Восточного региона РСФСР.

Со стороны заднего фасада был устроен маленький сквер, который сохранился до настоящего времени. По его центру разместили в 1937-м году небольшой декоративный водоем, а уже в 1949-м в чаше установили скульптурную композицию «Мальчик-рыбак» работы Бориса Сона.

Сегодня в павильоне 64 на ВДНХ, где в последние годы советской эпохи размещалась экспозиция «Оптика», проходят всевозможные выставки и мероприятия.

 

Список павильонов Всероссийского Выставочного Центра



shellbars 5329 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar