Хотите узнать больше о Москве? Используйте поиск на сайте:





» Павильон 64 на ВДНХ-ВВЦ — Павильон «Оптика»

Павильон 64 на ВДНХ-ВВЦ — Павильон «Оптика»

Павильон №64 на ВДНХ, предназначенный для экспозиции Ленинграда и всего Северо-востока России, в отличие от части других выставочных строений, появился в результате архитектурного конкурса, а не был напрямую заказан кому-либо из признанных в то время архитекторов.
 
Первую премию получила работа зодчего Евгения Адольфовича Левинсона, которая более эффектно отображала традиционные формы, присущие градостроительству в Северной столице той эпохи и определенные известным архитектором Иваном Александровичем Фоминым.
 
Павильон 64 на ВДНХ: общий вид здания
Фото 1. Павильон 64 на ВДНХ в Москве построили под экспозицию Ленинграда

 

Архитектура и история павильона

Здание павильона №64 спроектировали в смешении двух стилей — французского Ар-Нуво и так называемой «пролетарской классической архитектуры», востребованной в 1930-х годах.
 
Два симметрично устроенных объема соединили в единое целое размещенным меж ними центральным портиком. Динамичность фасаду придали с помощью сквозных открытых галерей по краям строения.
 
К открытию павильона в 1937-м году перед зданием установили монумент С.М. Кирову. Это была точная, но уменьшенная копия памятника ленинградскому лидеру, стоявшего на Кировской площади города на Неве.
 
В период с 1949 по 1954 годы павильон 64 на ВДНХ впервые реконструировали. Проектные работы вновь выполнил архитектор Левинсон, но уже в соавторстве с И.А. Вильнером.
 
 
Павильон 64 на ВДНХ: центральный объем с колоннадой и парадным входом
 
 
В строении появился новый центральный объем вместо портика, где было устроено зальное помещение округлой формы под экспозицию Ленинградской области. Объемы левого и правого крыла здания, частью построенные из дерева, получили новые каменные галереи.
 
Существенные изменения внесли и в экстерьер павильона 64, который поменял строгие геометрические формы на более классические, присущие зодчеству XIX столетия: значительно повышенный центр с более низкими разлетающимися крыльями-пристройками и открытыми галереями, обращенными на главную аллею ВДНХ.
 
В то время галереи были декорированы скульптурными изваяниями агронома, женщины со свеклой, механизатора и крестьянки. Не смотря на их уместное включение в фасад здания, что не вносило диссонанс в его облик, нашлись и критики. В частности, оппонентов не устраивал малый размер форм и отсутствие у них монументальности, что, по их мнению, не соответствовало общей архитектурной концепции тогдашней площади Колхозов.
 
 
Павильон 64 на ВДНХ: завершение в виде медальона с изображением герба РСФСР
 
 
Колоннада, устроенная на втором ярусе перестроенного павильона 64 на ВДНХ выделила 21-метровый центральный объем, верх которого украсили обелисками и медальоном с изображением герба Российской Федерации в обрамлении стягов и пальмовых ветвей.
 
Фасадные плоскости строения богато декорировали лепными элементами: медальонами с разлетающимися ленточками; связками стрел, по форме напоминающих злаковые снопы; гирляндами из бутонов и цветков роз, а также иными деталями декора, присущими городской архитектуре Северной столицы 1940-х годов.
 
Парадный подъезд павильона №64 был исполнен как триумфальная арка с тремя пролетами. Поверх портала закрепили картуш, отобразив на нем здание Адмиралтейства.
 
 
Павильон 64 на ВДНХ: одна из боковых сквозных галерей строения
 
 
Архитектор Левинсон слыл превосходным специалистом по оформлению внутреннего пространства, применив в декоре павильона прежние наработки, использовавшиеся в работах над вокзалом в Пушкине и нескольких станциях метро города Ленинграда. Помимо него в оформительских работах участвовал коллектив Художественного фонда Советского Союза, его Ленинградского филиала, под руководством художника Карпова.
 
В первом от входа зальном помещении выделяется потолок, устроенный в 2 яруса и декорированный кессонами. На стенах зала размещались монументальные художественные панно, исполненные в стилистике соцреализма. До наших дней сохранились великолепные люстры, украшенные кобальтовым стеклом.
 
Прекрасно было оформлено и круглое зальное пространство непосредственно под экспозицию Ленинградской области, потолочная плоскость которой украшала роспись в технике гризайль. На поверхности купола разместили живописные полотна с видами Ленинграда, которые будто ниспадали от живописной розетки внушительной люстры из хрусталя. На торцевой стене разместили горельеф с изображением людей — представителей различных социальных классов советского общества, а также детей — на фоне монумента Ленина у Финляндского вокзала города на Неве.
 
 
Павильон 64 на ВДНХ: вид со стороны бывшей площади Колхозов
 
 
Индивидуальное оформление появилось в реконструированном павильоне 64 и в залах под экспозицию других образований Северо-Восточного региона РСФСР.
 
Со стороны заднего фасада был устроен маленький сквер, который сохранился до настоящего времени. По его центру разместили в 1937-м году небольшой декоративный водоем, а уже в 1949-м в чаше установили скульптурную композицию «Мальчик-рыбак» работы Бориса Сона.
 
Сегодня в павильоне 64 на ВДНХ, где в последние годы советской эпохи размещалась экспозиция «Оптика», проходят всевозможные выставки и мероприятия.
 
 
 
Список павильонов Всероссийского Выставочного Центра
 
 
 
 


Последние добавленные на сайт статьи ...
 


 
Отзывы | История и достопримечательности
Просмотров: 1559 Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar