Павильон 18 на ВДНХ-ВВЦ – Павильон «Беларусь»
На участке, где сегодня стоит павильон №18 «Республика Беларусь» на ВДНХ-ВВЦ, в 1937-м году построили деревянное строение, автором которого стал архитектор Григорий Михайлович Мильчук.
Силуэты здания ассоциативно напоминали добротный крестьянский дом. В центральной части строения располагалось вводное зальное помещение, которое выделялось стеновой плоскостью с парными порталами и перекрывалось трехщипцовым куполом с застекленными ризалитами крайних портиков.
Спустя год – в 1938-м – павильон начали реконструировать. Работы велись под надзором архитекторов Василия Николаевича Симбирцева и Бориса Григорьевича Бархина.
В перестроенном павильоне демонтировали портики, а сами порталы сместили в сторону средней линии фасада. Перед главным входом разместили скульптурную композицию пограничника и колхозницы работы Андрея Николаевича Орлова.
В композиционную составляющую добавили и легкий по восприятию портик с прозрачным навесом. Его кристально-белые колонны прекрасно гармонировали с цветными декоративными вазонами из майолики и настенной росписью самих порталов.
С обратной от главного фасада стороны обустроили прекрасный сквер для отдыха.
Современный облик павильона 18 и его история
Современный вид павильон 18 на ВДНХ получил уже в послевоенные годы. Возвели его по проекту архитекторов Григория Алексеевича Захарова и Зинаиды Сергеевны Чернышевой.
Венчает прекрасное здание скульптурная композиция «Родина», выполненная Андреем Онуфриевичем Бембелем. Скульптура, покрытая золотистой смальтой, представлена в образе колхозницы, что символизирует собой Родину-Мать.
Стоит отметить, что классическое архитектурное оформление павильона с устроенным внушительным портиком и с завершением из ротонды, прекрасно гармонирует с этой прекрасной скульптурой, которая слегка доминирует над прилегающей территорией.
Главный вход в павильон №18 «Республика Беларусь» обустроен в лоджии, перед которой размещается полукруглое, ограниченной колоннадой пространство полукруглой формы. Вплоть до середины 60-х годов прошлого столетия здесь размещались скульптурные композиции «Воин Красной армии и белорусский партизан» художника Сергея Ивановича Селиханова, а также «Рабочий и колхозница» художника Алексея Константиновича Глебова.
В центральной части фасада изначально находился выполненный в технике мозаики герб Белорусской СССР в обрамлении знамен.
Колонны по границе внутреннего дворика декорировали майоликовыми плитками с рисунком в виде гирлянд, состоящих из фруктов и овощей, что помогало размыть строгие формы классицистического строения.
Вообще, архитектурная составляющая дворика перекликается с устроенной по верху лоджии фреской с названием «Народ Белоруссии построил социализм» работы Бела Фридриховича Уитца и Оксаны Трофимовны Павленко.
Второй уровень башенного объема оформили пятью аллегорическими скульптурными образами механизатора, крестьянки, охотника, доярки и агронома.
Внутренний интерьер павильона №18 разбит на два зальных помещения, которые плавно переходят друг в друга. Первый после входа зал, в проекции имеющий вид квадрата, завершается купольной полусферой, опирающейся на колонны. В период с 1954 по 1955 годы по центру стояла скульптурная композиция «В.И. Ленин и И.В. Сталин», созданная Заиром Исааковичем Азгуром. Интересно, что предназначена она была изначально для павильона №1 – для зала Советской Конституции.
Следующий зал имеет п-образную форму. Именно в нем и располагалась главная экспозиция. На его входе был устроен мозаично исполненный пол, по периметру располагались колонны из искусственного мрамора, потолочные плоскости декорировали лепными конструктивными элементами и украсили люстрами из горного хрусталя. По большей части все это сохранилось до настоящего времени.
В феврале 2009-го года Правительство РФ выпустило распоряжении о переименовании павильона №18 на ВДНХ-ВВЦ из «Электротехники» (1964-2008) в «Республика Беларусь». В период начала его истории, вплоть до 1964-го года, павильон носил название «Белорусская ССР».