Улица Новая Басманная, 2/1. Здание РЖД - Житный двор - Запасной дворец в Москве


Место, где сегодня находится здание РЖД-МПС по улице Новая Басманная, 2/1 богато своей историей, как и само высотное строение на углу с Садовой-Черногрязской улицей, 1 рядом со станцией метро «Красные Ворота».

Первые известные строения появились здесь еще в середине XVII столетия после образования Житного двора. Основу комплекса составляют здания Запасного дворца, которые относятся уже к XVIII веку.

Житный двор появился здесь еще до того, как вошел территориально в городскую черту старой Москвы, которая проходила по линии Земляного вала. Именно с внешней стороны этого укрепительного сооружения размещался плацдарм, площадь которого и отвели под Житный двор.

На чудом сохранившихся чертежах, датированных 1742 годом, можно увидеть, что « … Житный двор был расположен вдоль проезда Земляного города и представлял собой ряд каменных палат с сенями, проездными воротами и двумя каменными круглыми башнями по сторонам … ».

В период с 1753 по 1759 годы прежний двор был перестроен и получил название Запасного. В его ведение входили вопросы заготовки и хранения различных видов продовольствия для поставки на царский двор. Здесь же разместили и Дворцовую канцелярию, управляющую имуществом всей царской семьи.

Не забыли при возведении Запасного двора и о культовых зданиях. Так, в главном корпусе, на втором этаже, устроили две церкви, освященные во имя мученика Севастиана и священномученика Ианнуария.

Новое переустройство можно заметить уже на плане участка, относящегося к концу восемнадцатого столетия. Вновь построенное сооружение было выполнено в форме каре и состояло из ряда двухэтажных зданий. Внутреннее пространство занимал внушительный по размерам двор.

Три стороны этого своеобразного каре представляли собой единое строение, а вот главный корпус, расположенный с северной стороны, вдоль современной Новой Басманной улицы, 2, стоял отдельно и был соединен с торцами других корпусов двумя проездными воротами.

Фасад здания был декорирован с дворцовым размахом в стиле барокко. Центральную часть венчал купол, устроенный над внутренней церковью, а саму ее украшали пилястры, а также сплошной рельеф разнообразных наличников и филенок. На фасадной части, чтобы подчеркнуть принадлежность строения к государственному учреждению, был установлен барельеф двуглавого орла.

За красоту строения Запасного двора начали именовать уже как Запасной дворец.

В 1802 году фасадная часть Запасного дворца, которая была обращена на улицы Садовую-Черногрязскую и Новую Басманную, оформили уже в классицистическом декоре.

Пожар 1812 года пощадил архитектурный ансамбль. В течение всего девятнадцатого века комплекс являлся доминантой района Сенной (ныне - площадь Лермонтова) и Красноворотской (ныне - площадь Красные ворота) площадей вместе с уникальными по архитектуре Красными Воротами, к сожалению, снесенными в годы советской власти.

В 1890 году в помещениях Запасного дворца был размещен носивший имя императрицы Екатерины II Институт благородных девиц.

В период с 1902 по 1906 годы прошла очередная реконструкция дворца. В это время корпуса с восточной, западной, а также с северной стороны были надстроены дополнительным - третьим - этажом. Главное здание со стороны Новой Басманной, 2 расширили и добавили во внутреннее пространство двусветный парадный зал.

Со стороны улицы Садовая-Черногрязская, 1 в это же время устроили проездную арку.

Общий декор был выполнен также в стиле классицизма, но в так называемой «новой редакции», присущей этому архитектурному стилю в начале XX столетия. Тогда на фасадах появились коринфские портики, лопатки, а плоскость была оформлена рустовкой.

После прихода к власти большевиков, спустя некоторое время, бывший Запасный дворец отдали под размещение «Народного комиссариата путей сообщения».

В 1923 году 3-й этаж был надстроен уже и над южным корпусом. Спустя шесть лет - в 1929 году - появляются 4 и 5 этажи на корпусе со стороны улицы Новой Басманной, 2, спроектированные архитектором Иваном Рербергом.

Последние значительные изменения во внешний вид здания были внесены в период с 1932 по 1938 годы. По проекту, составленному архитектором Иваном Александровичем Фоминым, все строения были достроены до пяти этажей, а фасады были оформлены в стиле конструктивизма. На углу архитектурного ансамбля возвели башню с часами, которая стала на тот момент определяющей вертикалью близлежащего пространства.

Строения по улице Новая Басманная, 2/1 находятся в собственности Российских железных дорог и в настоящее время большинство москвичей называют это место зданием РЖД.



.....

Дома и достопримечательности на Новой Басманной улице




Последние добавленные на сайт статьи ...




shellbars 11364 просмотра 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar