Рассказ о доме на улице Малая Семеновская, 1, стр. 1
Двухэтажный особняк по улице Малая Семеновская, 1, строение 1 был поднят в 80-х годах девятнадцатого столетия на каменном фундаменте стоявшего здесь тогда деревянного дома. Заказчиком стал тогдашний владелец - купец-старообрядец Василий Дмитриевич Носов.
Архитектурный проект был составлен московским зодчим Петром Павловичем Щеголевым.
История особняка Носовых-Рябушинской и его архитектура
После свадьбы сына и наследника Василия Васильевича, который взял в супруги Евфимию Рябушинскую, Носов-старший переселился во вновь отстроенный в этих владениях деревянный усадебный дом по нынешней Электрозаводской улице, 12, оставив бывшее свое жилище молодым. Разделил он пополам и обширный сад.
Настоящей хозяйкой в семье и доме стала Рябушинская, которая начала переделывать купеческий особняк в некий изысканный салон «серебряного века». Она с необычайной энергией принялась менять внутреннее убранство и внешний декор, привлекая к сотрудничеству известных в то время архитекторов и художников.
Так, в 1907 году она пригласила для отделки внешних стен сначала архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского, а потом и его коллег - Льва Николаевича Кекушева и Александра Наумовича Агеенко, который пристроил к особняку еще и левое крыло.
С тех самых пор, с 1910-х годов, здание не претерпело больше никаких изменений.
По чертежам Ивана Жолтовского внутри дома на улице Малой Семеновской, 1 был оформлен парадный, отделанный мрамором, зал, украшением которого стали огромные зеркала и колонны коринфского ордера.
Настенную роспись парадной столовой был приглашен выполнить в 1911 году художник Валентин Александрович Серов, для чего им было изготовлено 29 эскизов, отражающих тему «Диана и Актеон». К сожалению, внезапная смерть не позволила мастеру довести начатое до конца, а потому Носова-Рябушинская привлекла живописцев Сергея Юрьевича Судейкина и Николая Николаевича Сапунова.
Парадная лестница городского особняка была оформлена в период с 1912 по 1913 годы Мстиславом Валериановичем Добужинским. Интересно, что живописец вначале был отправлен Евфимией Павловной в Италию, где он должен был ознакомиться с росписями флоренцийского дворца, принадлежавшего некогда Козимо Медичи, а уже потом приступить к выполнению подобного, но уже в ее доме.
Интересно, что фреску Добужинского в 1940 году заклеили бумагой, поверх которой наложили слой краски. Открыли шедевр лишь в 70-х годах прошлого века и пришли в изумление от того, как он хорошо сохранился.
Именно по окончании этой работы усадебный дом Носовых москвичи стали называть меж собой «дворцом Козимо Медичи».
Евфимия Павловна Носова-Рябушинская собиралась со временем передать особняк по Малой Семеновской, 1 вместе с художественной коллекцией в дар городу Москве для устройства здесь музейного комплекса.
Осенью 1917 года хозяйка, наслышавшись о реквизиции, проводимой большевиками, все художественные ценности передала в дар Третьяковской галерее, а сам собралась и выехала за границу.
В первые послереволюционные годы в бывшем особняке организовали бесплатную столовую, которая обслуживала около двух с половиной тысяч красноармейцев и рабочих.
Затем в этих стенах разместили «Пролетарский музей» Благуше-Лефортовского района, который просуществовал здесь до 1935 года, пока здание не передали под Дворец пионеров.
После этого для интерьеров дома наступили черные времена. Здесь провели перепланировку, вывезли в неизвестное место зеркала и люстры, закрасили во многих местах настенную роспись.
В период с 1962 по 1997 годы здесь работал уже «Музей краеведения Первомайского района».
В настоящее время в бывший особняк Носовых на Малой Семеновской улице, 1, стр.1 проход сильно ограничен, а поэтому судьба внутренних интерьеров неизвестна.