Рассказ о доме на улице Малая Семеновская, 1, стр. 1

 


Двухэтажный особняк по улице Малая Семеновская, 1, строение 1 был поднят в 80-х годах девятнадцатого столетия на каменном фундаменте стоявшего здесь тогда деревянного дома. Заказчиком стал тогдашний владелец - купец-старообрядец Василий Дмитриевич Носов.

Архитектурный проект был составлен московским зодчим Петром Павловичем Щеголевым.

Улица Малая Семеновская, д.1, стр.1 в Москве

История особняка Носовых-Рябушинской и его архитектура


После свадьбы сына и наследника Василия Васильевича, который взял в супруги Евфимию Рябушинскую, Носов-старший переселился во вновь отстроенный в этих владениях деревянный усадебный дом по нынешней Электрозаводской улице, 12, оставив бывшее свое жилище молодым. Разделил он пополам и обширный сад.

Настоящей хозяйкой в семье и доме стала Рябушинская, которая начала переделывать купеческий особняк в некий изысканный салон «серебряного века». Она с необычайной энергией принялась менять внутреннее убранство и внешний декор, привлекая к сотрудничеству известных в то время архитекторов и художников.

Так, в 1907 году она пригласила для отделки внешних стен сначала архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского, а потом и его коллег - Льва Николаевича Кекушева и Александра Наумовича Агеенко, который пристроил к особняку еще и левое крыло.

С тех самых пор, с 1910-х годов, здание не претерпело больше никаких изменений.

По чертежам Ивана Жолтовского внутри дома на улице Малой Семеновской, 1 был оформлен парадный, отделанный мрамором, зал, украшением которого стали огромные зеркала и колонны коринфского ордера.

Настенную роспись парадной столовой был приглашен выполнить в 1911 году художник Валентин Александрович Серов, для чего им было изготовлено 29 эскизов, отражающих тему «Диана и Актеон». К сожалению, внезапная смерть не позволила мастеру довести начатое до конца, а потому Носова-Рябушинская привлекла живописцев Сергея Юрьевича Судейкина и Николая Николаевича Сапунова.

Парадная лестница городского особняка была оформлена в период с 1912 по 1913 годы Мстиславом Валериановичем Добужинским. Интересно, что живописец вначале был отправлен Евфимией Павловной в Италию, где он должен был ознакомиться с росписями флоренцийского дворца, принадлежавшего некогда Козимо Медичи, а уже потом приступить к выполнению подобного, но уже в ее доме.

Интересно, что фреску Добужинского в 1940 году заклеили бумагой, поверх которой наложили слой краски. Открыли шедевр лишь в 70-х годах прошлого века и пришли в изумление от того, как он хорошо сохранился.

Именно по окончании этой работы усадебный дом Носовых москвичи стали называть меж собой «дворцом Козимо Медичи».

Евфимия Павловна Носова-Рябушинская собиралась со временем передать особняк по Малой Семеновской, 1 вместе с художественной коллекцией в дар городу Москве для устройства здесь музейного комплекса.

Осенью 1917 года хозяйка, наслышавшись о реквизиции, проводимой большевиками, все художественные ценности передала в дар Третьяковской галерее, а сам собралась и выехала за границу.

В первые послереволюционные годы в бывшем особняке организовали бесплатную столовую, которая обслуживала около двух с половиной тысяч красноармейцев и рабочих.

Затем в этих стенах разместили «Пролетарский музей» Благуше-Лефортовского района, который просуществовал здесь до 1935 года, пока здание не передали под Дворец пионеров.

После этого для интерьеров дома наступили черные времена. Здесь провели перепланировку, вывезли в неизвестное место зеркала и люстры, закрасили во многих местах настенную роспись.

В период с 1962 по 1997 годы здесь работал уже «Музей краеведения Первомайского района».

В настоящее время в бывший особняк Носовых на Малой Семеновской улице, 1, стр.1 проход сильно ограничен, а поэтому судьба внутренних интерьеров неизвестна.

 

Дома и достопримечательности на Большой и Малой Семеновских улицах



shellbars 5414 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar