Хлебный переулок, 18/Малый Ржевский, 6 – Особняк Соловьева

 


Особняк, который стоит сегодня в Хлебном переулке, 18 (Малый Ржевский переулок, 6) возвели в период с 1901 по 1902 годы. Спроектировал его для своих нужд известный московский зодчий Сергей Устинович Соловьев.

Стоит отметить, что специалисты причисляют дом Соловьева к лучшим образцам московского модерна. В архитектурном облике угадывается влияние стилей средневекового готического зодчества, ренессанса и некоторых других, но все это искусно переработано, что характерно модерновой стилистике.

Бывший особняк занимает территорию на стрелке Хлебного и Малого Ржевских переулков. Композиционная составляющая представлена двумя сопряженными разновысотными объемами. Наиболее высокая часть строения с завершением в виде треугольного щипца ближе к образцам западноевропейской средневековой архитектуры, тогда как малый объем, в котором, собственно, и размещен парадный вход, близок к стилю итальянского ренессанса.

Хлебный переулок, дом 18 в Москве

 

Архитектура и история особняка


Принадлежность здания к стилю модерн подчеркивают разнообразные материалы отделки фасада, сочетания фактурной и цветовой гаммы, причем, в различных комбинациях исполнения.

Соловьев использовал в обработке фасада метод уменьшения объемности элементов декора от нижнего уровня к верхнему, что также характерно для стиля модерн. Цокольная часть особняка декорирована сероватыми массивными каменными блоками, средняя фасадная часть украшена по большей части светло-коричневатым «кабанчиком», верхняя часть строения покрыта гладкой штукатуркой и покрашена краской светло-бежевых тонов.

Зодчий применил в отделке дома 18 в Хлебном переулке и множество других соответствующих модерну атрибутов декора в архитектурных формах, использовании керамики, применению скульптурных композиций и художественно-оформленного кованого металла.

Высокая часть особняка, расположенная ближе к Малому Ржевскому переулку, смотрится достаточно внушительно. Устроенный трехчастный оконный проем, предназначенный для освещения гостиной, украшен поверху волютами. В подоконном пространстве размещена скульптурная площадка с уклоном, которая, с одной стороны, служит неким постаментом для окна, а с другой стороны является навесом для панно из керамической плитки.

Объемные изразцы панно, различные по фактуре, но исполненные в однотипной сине-фиолетовой гамме, составлены в прекрасно исполненный орнаментальный рисунок.

Изысканно украшена фасадная плоскость, обращенная в Хлебный переулок, 18. Так, над большим оконным проемом первого уровня, размещается композиция из четырех керамических панно полукруглой формы, собранных в едино при помощи скульптурного наличника. Предполагают, что это элемент декора был выполнен художницей Марией Васильевной Якунчиковой.

Изгибающиеся наличники, огибающие вставки из керамики, поверху декорированы необычным объемом в виде крылатой женщины, голову которой венчает шлем с сидящей на нем совой. Специалисты трактуют скульптурную композицию как образ Афины Паллады — покровительницы искусства и ремесел. Правда, при внимательном рассмотрении, можно увидеть перепончатые крылья, множество цветков мака на фоне, что более подводит под мистическую основу — изображение демонической искусительницы Лилит.

В межоконном пространстве второго уровня архитектор поместил майоликовые панно, на которых изображены развалины древних строений. Своим видом они напоминают сюжет картины Врубеля «Рим. Форум ночью».

Более низкой части особняка Соловьева характерны ассиметричность и индивидуальность большей части фасадных окон: арочные, прямоугольные, парные и в виде крепостных бойниц.

Устроенный здесь карниз значительно выступает наружу. В качестве опоры служат металлические кронштейны, линии которого напоминают виноградную лозу. В подкарнизной части видны майоликовые тондо с изображением чисел, увитых цветами, и напоминающих о годах постройки: 1901 со стороны Хлебного переулка, 18 и 1902 (MDCCCCII) со стороны Малого Ржевского. Правда, в последнее обозначение года вкралась ошибка.

С торца особняка устроен балкончик, с которого открывается обзор внутреннего дворика. Перила сделаны из кованого металла с фигурным рисунком. Дворовое ограждение и парадные ворота также выполнены из кованого металла и имеют остроконечное пиковое завершение. Сам их вид будто предупреждает от бессмысленности проникновения на территорию жилища.

Вопросу безопасности проживания в особняке уделено значительное внимание. О воротах и ограде мы написали выше, но есть еще и оконные проемы, прикрытые кованными металлическими решетками.

Создается впечатление, что и декор призван подчеркнуть этот момент. Так, в качестве устрашения могут выступать грозный лев у парадного входа, химера с собачьей оскаленной пастью и рогами тура и даже летучая мышь над прорезом для получения корреспонденции.

Сергей Устинович Соловьев проживал в собственном особняке вплоть до 1912 года, затем сюда вселился художник и иллюстратор Павел Яковлевич Павлинов, который оставался здесь до 1917-го года.

Пришедшие к власти большевики провели национализацию дома и передали его в ведомство Наркомата Иностранных Дел под размещение посольств и дипмиссий. До недавнего времени — до 2008 года — в здании находилось посольство Грузии.

С бывшим особняком Соловьева в Хлебном переулке, 18 (Малом Ржевском переулке, дом 6) связана история съемок популярной киноленты «Семнадцать мгновений весны». Именно здесь сценаристы «разместили» конспиративную квартиру грозного гестапо, где держали радистку Кэт.

Перейди по ссылкам и узнай больше о Москве:



 

Дома и достопримечательности в Хлебном переулке



shellbars 4714 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar