Гранатный переулок, 7. Дом архитектора (ЦДА)


Городской особняк по адресу Гранатный переулок, 7 возвели в период с 1896 по 1899 годы по заказу Анны-Луизы Леман - супруги «потомственного почетного гражданина». Проект был выполнен известным архитектором Адольфом Эрнестовичем Эрихсоном.

Здание было выполнено в стиле неоготики, который в то время был весьма популярен в Москве. В глаза бросается резкий контраст между поднятыми из красного кирпича стенами и резными деталями из белого камня.

Фасадную часть украшают стрельчатые оконные проемы, щипцовые кровли с ажурными украшениями и парадное крыльцо, поверх которого устроена балконная площадка.

Не уступает внешнему изяществу и декор внутренних помещений, который исполнен в разных архитектурных стилях: готическом, барокко, а также в классическом.

Композиционным центром особняка Анны-Луизы Леман стал двухэтажный холл с устроенной в нем парадной лестницей, выполненной из ценных пород деревьев. В верхнем уровне, на который и выходит марш, архитектором Эрихсоном была исполнена арочная галерея. В нижнем уровне расположили гостиные залы и обширную библиотеку.

В декорировании дома использовались особо ценные породы деревьев, лепные украшения и эксклюзивная мебель.

Спустя несколько лет после окончания строительства, Леман переуступает владение Петру Базилевскому - выходцу из старинного и почитаемого дворянского рода и действительному статскому советнику.

Петр Александрович служил при московском генерал-губернаторе Сергее Александровиче - великом князе, затем камергером при его дворе, а со временем занял пост шталмейстера. Известность более всего получил благодаря своей деятельности на поприще государственной благотворительности, а также участии в проектах императрицы Марии Федоровны, также занимавшейся богоугодными делами.

Стоит отметить, что Базилевский стал последним предводителем московского губернского дворянства перед Октябрьской революцией.

После прихода к власти большевиков в 1917 году, особняк в Гранатном переулке, 7 национализировали и отдали под размещение государственных учреждений. Так, в 1919 году здесь находился главный штаб Реввоенсовета. В 20-х годах помещения отдали Центральному бюро, занимавшемуся обслуживанием иностранцев. Французская посольская канцелярия въехала в эти стены в 1933 году и оставалась здесь вплоть до 1938 года.

Передачу здания в ведение Союза архитекторов СССР начали в 1937 году. За долгие годы декор внутреннего пространства практически не изменился. Была утеряна лишь часть деталей интерьера и, в большей степени, установленная изначально мебель.

В период с 1938 по 1941 году к бывшему городскому особняку Леман-Базилевского пристроили дополнительное здание, фасад которого был оформлен как декоративная стена основного объема. Эту работу выполнил архитектор Андрей Константинович Буров. В качестве прообраза использовалось изображение здания на фреске в церкви итальянского городка Ареццо, выполненной Пьеро Франческа. Майоликовый картуш со схематическим планом города Москвы, установленный над входом, выполнил художник Владимир Андреевич Фаворский.

В разработке проекта самой пристройки, в которой разместили ресторан и большой зрительный зал, принимали участие архитекторы Александр Васильевич Власов и Мирон Иванович Мержанов.

Центральный дом архитектора открылся в Гранатном переулке, 7 в феврале месяце 1941 года, где и размещается поныне.



.....

Дома и достопримечательности в Гранатном переулке в Москве




Последние добавленные на сайт статьи ...




shellbars 6936 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar