Дом архитектора Кузнецова в Мансуровском переулке, 11

 


Дом по адресу Мансуровский переулок, 11 в Москве, принадлежавший некогда архитектору А.В. Кузнецову, до сих пор притягивает взгляд, благодаря своим барельефам в виде медальонов над оконными проемами, искусно выполненной решетке с витиеватым рисунком, кованой калитке в ампирной стилистике, через которую можно попасть в узкий дворик.

Мансуровский переулок, 11 в Москве

Это владение в своих нынешних границах сформировалось только после 1812 года и до той поры входило в территорию обширной усадьбы.

Имя первой известной владелицы (1820-1824) — Александра Захаровна Измальская-Платонова, являвшаяся коллежской секретаршей. При ней уже стоял деревянный одноэтажный дом, фасад которого протянулся вдоль красной лини Мансуровского переулка.

Дом Кузнецова в Мансуровском переулке

Непосредственно Александр Васильевич Кузнецов приобрел дом с участком в мае месяце 1915 года у тогдашней владелицы Е.А. Воскобоевой, представительницы купеческого сословия.

Небольшой ампирный домик в пять окон весьма понравился зодчему. В нем он увидел возможность создания идеальной планировки для комфортного проживания, где каждая часть объема несла бы в себе определенную функцию и в целом формировала уникальный архитектурный ансамбль усадьбы.

Барельефы на доме в Мансуровском переулке, 11

Лепные медальоны на доме в Мансуровском пер., д.11

Архитектура дома Кузнецова


Реконструкцию строения провели весьма быстро. Главный дом вытянулся вглубь домовой территории и стал единым целым со стоявшим там малым корпусом. Образовавшуюся меж ними угловую часть занял выстроенный из камня сложно сочлененный объем, в котором обустроили 40-метровый кабинет-мастерскую архитектора Кузнецова с внушительным окном-портиком, декорированным извне барельефами в виде венков.

Вид на мезонин дома Кузнецова в Мансуровском переулке, 11

Приметным атрибутом кабинета мастера стала высокая белая печь с устроенным в ней камином. Позади спланировали скрытую от первого взгляда нишу с балкончиком поверху, названным «скворечником». Попасть на последний можно было по винтовому лестничному маршу.

С главного входа был устроен проход и в вестибюль, и в холл, декорированный в темно-красных тонах и с устроенным с трех сторон лестничным маршем, по которому можно было попасть в мезонин.

Что касается последнего, то на момент перестройки дома такое завершение строений категорически пресекалось, но Александр Васильевич сумел убедить чиновников, что спроектирует его незаметным с улицы. Так здесь и появились три «светелки» для его родных дочерей.

Дом архитектора Кузнецова в Мансуровском, 11

Из вестибюля гости попадали в столовую, оформленную в неорусской стилистике. Ее украшением стали сводчатый потолок, полукруглый оконный проем со стрельчатым переплетом, а также печь с изразцами, на которых были отображены гербы царского дома Романовых и Российской империи в виде двуглавых орлов.

Из столовой комнаты двери вели в гостиную уже классического стиля с ампирным мебельным гарнитуром и декором в бело-синеватых тонах. Место у рояля оформили в виде портика с двумя ионическими колоннами. Из этой комнаты хозяева попадали в свою опочивальню.

Полукруглое окно в угловой части дома со стороны Еропкинского переулка, 12

История владения


В октябрьские дни 1917-го года дом Кузнецова в Мансуровском переулке будто оказался на передовой из-за уличных боев: в саду то и дело свистели пули, через двор бегали бойцы противоборствующих сторон. Самым безопасным местом в доме оказалась столовая, куда перебралось жить все семейство.

Частенько в то тревожное время хозяев посещал друг семьи и легендарный генерал Алексей Алексеевич Брусилов.

Еропкинский переулок, 12 в Москве, где был устроен главный въезд

В 1921-м году семью архитектора «уплотнили» и в доме поселился герой Гражданской войны и друг командарма Буденного Гая Дмитриевич Гай, который выбрал для своей семьи гостиную и спальные комнаты. В 1924-м власти оставили ему во время «демуниципиализации» лишь первую, а в 1927-м он и вовсе съехал отсюда после обмена.

Немного позже «лишней» в доме осталась лишь одна чужая семья, занимавшая флигель усадьбы и освободившая его только в начале 1970-х.

Сегодня в доме по Мансуровскому переулку, 11 проживают потомки зодчего.

Факты и легенды …


  1. ... Усадебный дом можно увидеть в кинокартинах как отечественных, так и зарубежных режиссеров. Так, английские кинематографисты снимали здесь своего «Обломова». В этих же стенах Никита Михалков в качестве актера сыграл в кинолентах «Шуточка» и «Жестокий романс» великого Эльдара Рязанова. В 1991-м дом стал сценической площадкой для картины «Дом под звездным небом» кинорежиссера Сергея Соловьева.
  2. ... Изразцы с гербами для печи столовой А.В. Кузнецов получил в дар от своего товарища, который в то время возводил охотничий домик для императора Николая II в заповедной ныне Беловежской пуще. А вот уникальные расписные ярко-золотистые обои для нее же, выставлявшиеся, между прочим, на Международной выставке 1900-го года в Париже, подарил Николай Николаевич Соболев.
  3. ... Со слов нынешних жильцов, частым гостем в семье Гая был Маршал Советского Союза Михаил Николаевич Тухачевский, репрессированный в 1937 году, впрочем, как и сам Гая Дмитриевич.

Дополнительная информация:


Дома и достопримечательности в Мансуровском переулке в Москве

shellbars 4343 просмотра 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar